ПРОПОВЕДЬ МИТРОПОЛИТА ИОСИФА (20.9.68г.)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Здесь у нас в храме все так хорошо, прямо как в книге написано красиво. Такая действительность, что мы совершаем здесь Богослужение при такой торжественной обстановке и сонме духовенства и, что ныне редко бывает, стечение народа в храме!
Мы имеем обязанности и послушание, и долг Апостольского служения, пребывая в своем граде, должны иметь еще и желание, и все храмы Божии*). И по возможности это делается в течение всего года. И посещаются все храмы где приносится благословение от имени Господа, в силу нашего рукоположения на это служение ответственное, красивое, завидное и коварное, как некоторые мирские художники слова говорят о нем, вероятно, так и есть.
И в этот ваш град мы всегда имеем особое тяготение, кто его знает почему. И на этот раз так все удачно вышло: красота за красотой, как будто бы иголкой золотой, золотою ниткой вышиваешь по прекрасному бархату – священного голубя, узор. Вот мы вам привезли благословение нашей мерности*), самые добрые искренние молитвенные пожелания вам здоровья*), благополучия, лучшего настроения внутреннего вашего мира каждого из вас*), мира, покоя и удовлетворения земной жизни, семейной*), мира, покоя, удовлетворения, без всякого раздражения людям, пребывающим в Боге в едином количестве и числе: одни под черным покрывалом, другие под светлым покрывалом, а иные в новых покрывалах модных наших дней*). Но мир внутренних критериев всегда у всех ценился больше, несмотря на внешнее покрывало, и послушание, и труды, и, может быть некоторые изменения, и может некоторые искажения для улицы в фотоэстетике. Мы стоим в первую очередь за внутренний благочестия закон*), но требуется и пожелание к внешней красоте, чтоб один пред другим, или одна пред другой соблюдали бы строгость костюма.
И с этим пожеланием, и с этим молитвенным настроением, и с этим ожиданием завтрашней Божественной службы, принесения верной жертвы, что есть священная литургия – мы мечтаем и просим Бога довести нас до того момента завтрашнего благословенного дня – Храмового Праздника. Мы молитвенно желаем опять видеть ваши лица, настроенные благочестиво, настроенные утвердительно, настроенные положительно в том, что люби, что верит, что приобрел, что хочет, чем дорожит и, что по всей вероятности, за такое желание, за такие молитвы, за такой подвиг, за такое усердие, несомненно, Бог, Который был, есть и будет, несомненно каждого из вас и нас посетит сердце наше, душу нашу бессмертную. Посетит душу нашу, которая имеет пребывание на благодатно тепле сердечном, но не без контроля разума.
Разум – это необходимый прокурор, чтоб в гражданском мире был порядок и тишина. А в духовном мире духовное начальство существовало и существует, хотя уж с урезанными правами. И мирская власть как смотрела тысячелетиями и сейчас смотрит, чтоб порядок был среди общежития живущих граждан – людей, в том или другом государстве на земле. И мы ничего не можем сказать, или в кулачок дуться, или на подушке своей во время пребывания отдыха, как говорят, дуться и переживать: как много будто бы отнято и не дается. Все может быть под солнцем на земле: иногда много показывается, но мало получается: иногда много получается – драгоценность как камушек, которого не найти в земле – нужно очень покопаться.
Вот так и каждый из нас для Господа Бога, через посредством Его Церкви, Им созданной на земле, откапывается, отыскивается, находится как драгоценный камушек – тот человек, который верует в Святую Троицу. И для венца Господа Бога прославленного уже после страданий, как Его видел Иоанн Богослов, этот человек – драгоценная жемчужина!
И потому, когда князь Владимир, получил христианское счастье, то Церковь ему и воспела: “Ты нашел многоценную жемчужину, которую так глубоко на сердце своем сохранил и через все законы и все двери сердца твоего эта жемчужинка и согрела и осветила и просветила все то государство, которое тебе поручено было свыше. Рассмотрев и проверив все религии на земле, ты ничего, княже Владимире, не нашел светлее и светозарнее христианской веры, которая потом вылилась в рамки православия: правильно славить Святую Троицу”.
Мы, конечно, являемся с вами счастливыми людьми, как выражаются многие наши писатели – христиане, православные: “Счастливчики! Им уже нечего ломать голову и мозги свои: кто и что, какова наша вера и приходить испытывать ее”. Но мы счастливые люди, благодаря своим родителям, веруем во Христа с купели Святые Троицы, нам родители во время крещения вложили в наше сердечко драгоценный бисер, драгоценную жемчужину – Христа, т.е. веру в Него. Так мы являемся счастливчиками и каждый из нас, пребывающий сейчас в молитве, и отсутствующие по обязанностям, и отсутствующие по хладнокровию, и отсутствующие даже индифферентно – смотрящие на религию, все же у каждого из них, кто крещен во имя Святой Троицы, там далеко и глубоко лежит жемчужинка веры, бесценный бисер – благодать Господа Христа, полученная во святом Крещении. И сам Спаситель мира об этом говорит, и Лука нам передает в одну из суббот, в один из одиннадцати вечеров, в вечер субботний, нам Апостол Лука об этом говорит от имени Христа, что он сам слыхал, что он сам видал, чему он сам поверил, что он сам пережил и в Евангелии для всей вселенной написал, чтобы удивляться школой, учебниками, нравоучением, поучением во все времена до окончания, до последнего для существования мира во что уже верят все и даже гордая наука.
Мы посещаем города, благовествуем слово Истины, которое мы слышали, которому нас учили, в чем нас уверили и в заключение этой истины даровали нам благодать рукоположения на то или иное служение. И мы с любовью, не стыдясь, подъемлем некоторый, хотя и малый подвиг – посещаем города, везем вам Истину, проповедуем, как умеем, увещаем, как имеем надежду обещать, сами у вас поучаемся, взирая на ваши радостные и верующие лица. А на челе у каждого из вас хороший грамотный человек может прочитать благодать. А если этот человек уже посвящен в сан какой – нибудь, то вторая строчка уже написана: “Благодать и священство!”
Царские, нам предание говорит и так лучше всего и яснее всего Тот говорит, Кому мы поверили и во имя Которого мы крестились: Отца и Сына и Святаго Духа.
С таким приветствием мы к вам прибыли, дорогие братья и сестры, чтоб вас приветствовать*), чтоб вас по возможности обрадовать, чтоб посетить и освятить Богослужение и вам разум и ваше сердце и всего и вас нашими, хотя и слабыми и не горячими словами*).
А завтра Господу Богу будет угодно, будем совершать Божественную службу, и многие из вас удостоятся причащения Христовых Таинств, очистят совесть свою в интимных беседах с духовником. И завтра прославим Царицу Небесную, которая по провидению свыше была предназначена быть Богородицей, через которую воплотился Сын Божий Спаситель мира без мужа на земле, но с Отцом небесным на небеси.
Так да будет благословен ей священный вечер, которого преполовение есть богослужение! Да будет благословенна сегодняшняя ночь, канун преславного Рождества Пречистой Девы Марии, этой утренней звезды, восходящей на небосклоне спасения всей вселенной! И да будет Божие благословение и разуму, и сердце в вас на всех путях: и в доме, и в пути, и на работе и везде*).
Вы, несомненно, все понимаете, что сказано и помолимся, чтоб эти два элемента человеческих в вас: сердце и разум жили в мире, дополняя друг друга не смешиваясь. Потому что, когда один элемент с другим соединяются, то катастрофа бывает и бывает вольтова дуга. А так, чтоб разумно дружили, повенчанные благодатью, кольцом золотым скованы, венцом золотым покрыты, как чудные благодатные внутренние супруги: и разум и сердце.
Так наши ученые – отцы говорят, и Василий Великий так говорит в Шестодневе, где идет речь о творении мира и человека.
Аминь