22.12.68.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Святой Апостол Лука всю осень занимается с нами и даже часть зимы взял, все благовествует, учит, утверждает христиан в христианской жизни и напоминает слова Христа Спасителя, причти Христа Спасителя, напоминает человечеству, чтоб человек стал таким человеком, которого Бог хочет видеть таковым, ради которого и Сам воплотился для людей.
В сегодняшнее воскресенье положено Святою Церковью чтение Святаго Евангелия от Луки, где Святой Лука объясняет встречу одного человека - еврея, вероятно, образованного, верующего, знающего закон Синайский, Богоданный для евреев, и через евреев человечеству. Этот человек подходит к Господу Иисусу Христу. Он вероятно, уже наслышался проповедей Христовых и говорит Ему: "Как мне спастись, быть наследником Царства Божия, которое Ты проповедуешь?" Христос Спаситель указал на закон. Как читаешь и понимаешь закон данный Господом Богом через Моисея. Он говорит "Закон мне известен, в Законе сказано "почитай и люби, поклоняйся Господу Богу Твоему от всего сердца и помышления твоего : почитай, люби родителей твоих, родителей, тебя воспитавших: к ближнему относись по-человечески хорошо, без всякого лукавства, не воруй, не лжесвидетельствуй, не нарушай человеческих интимных законов, интимных тех законов и инстинктов, которые прекрасно вам известны, о которых вслух не говорят, а которые сами во взрослом человеке очень сильно кричат, как и живут".
Этот человек говорит: "А я от юности все это знаю и исповедую эту веру и люблю и почитаю, но вот Твое учение высшее, идеальное, как Ты говоришь о небесном бессмертии души. Я то знаю, что проотцы наши все в "шеол" сходили по смерти, в преисподнюю…" И уважаемый Креститель в преисподней поныне томится, там и Авраам, Исаак и Иаков. Христос Спаситель ему не объясняет категории, где пребывают души человеческие до страшного момента кончины мира, но говорит ему: "Ты правильно делаешь, что так поступаешь". Он, как - бы оправдываясь и искушая Господа Бога, еще требует разъяснение ему высшего учения преподаваемое Христом.
Тогда Христос Спаситель и говорит, видя что он богатый человек: "Распродай свое имение, раздай бедным, иди за Мной с Моими учениками и будешь иметь, что обещано таковым не раз уже Мною". Но это был богатый человек, этот человек не был подготовлен для высшей аскетической жизни, чтобы все оставить, распродать, раздать, ничего почти не имея, пойти за Иисусом Христом наслаждаться Его бессмертной проповедью и быть наследником вместе с Апостолами Царства Небесного. И он опечалился, склонил голову свою и отошел. Христос Спаситель посмотрел на учеников Своих и удаляющегося человека, которого видны были только плечи и сказал: "Как все-таки трудно богатому войти в Царство Небесное".
И здесь Христос Спаситель, конечно, не осуждает богатого. Без богатства невозможно существовать на земле человечеству. Здесь Спаситель не культивирует обязательно бедность, а здесь Христос Спаситель понятно евреем тогда и нам понятно говорит, что когда богатый всецело отдаст свое: все свое, сам себя, и душу и сердце богатству, накоплению, то конечно он не будет думать о Царстве Небесном, он не думает уже о бедном человеке, чтоб помочь ему во имя Господа и во имя человечества, во имя любви, он тогда уже ничего не думает, как недавнишний богач ничего не хотел думать, только думал, чтоб расширить свои хранилища и собрать побольше пшеницы, чтоб долго жить, веселиться, радоваться и на золото ее обменять.
Христос Спаситель у богатых людей бывал на обедах, Христос Спаситель бедных не выбирал, Христос Спаситель грань не ставил между богатством и бедностью физически, социально, но Христос Спаситель всегда ставил грань между сердцем богача и сердцем страждующего бедняка. Бедность нельзя культивировать и нищих, потому что бедность будет склонна к воровству, что запрещено в законе Моисееве. Потребности и инстинкт желудка иногда требуют на преступление человеку идти, на обман. Если инстинкт у человека пьянство то он идет на всякий обман, чтобы получить известную цифру, он должен одолжить, выпросить или обмануть, чтоб выпить ему вина и утолить свой кричащий и беснующий инстинкт пьянства.
Бедный человек зачастую благочестивый, очень терпеливый, доволен тем, что имеет. Богатый человек нетерпеливый, все ему мало, готов забрать весь мир в свои руки и все средства мировые. Поэтому, как недавно сказал дин ученый человек: "Все зависит от личности человека, был бы он богатым, был бы он бедным, как он принимает учение религиозное, и как он принимает законы земные".
И поэтому Христос Спаситель отвечает этому человеку: "Как ты закон понимаешь? Имел ли ты то, что понимает закон, касающийся будущей вечной жизни, вечной и касающийся насущных дней человеческого существования? Думает ли этот человек только о себе или немножко и об окружающих его? Будет ли этот человек честный или нечестный человек?". Поэтому Христос Спаситель умно сразу ответил, а в его лице всему человечеству и сегодня, нам с вами, братия и сестры, Он подчеркнул: "Как ты знаешь закон?" и будучи Богом, даровавшим человечеству закон, и будучи сердцеведцем, знал что он будет отвечать для окружающих. И тот отвечал, закон говорит не прелюбы сотвори, храни тело в чистоте и в законе, не воруй, не лжесвидетельствуй, не говори клятвы на брата или дядю и слова божения, почитай своих родителей. Закон родительского благословения дом и семью новую начинающуюся утверждает. И этот еврей прекрасно все знал, что надо выполнять для жизни вечной, для спасения, но им было известно, как выше сказано, что и сам Креститель в преисподней и Ева и Адам, а Христос спаситель благовествует и жизни вечной души бессмертной и о бессмертии, что может быть слышал этот еврей. Но он был богатым и на богатство свое иначе по-видимому смотрел, как говорит святой Иоанн Златоуст в своей проповеди на сегодняшний день, когда он еще молодым пресвитером проповедовал при епископе Флавиане в Антиохии.
Так Бог весть как мы, что понимаем и Бог весть как мы что хотим творить. Человек это есть такое существо тайное, в нем заключен весь мир, и только человек и дух его знает, что в человеке. И Бог весть с какой целью подходил человек этот к Иисусу Христу, но Бог знал, что он подойдет и у него так спросит, как он ответил ему то, что сказал ему.
Возлюбить Господа Бога всем сердцем и всем помышлением первая заповедь, братия и сестры, во все века и на протяжении всего человечества, и сегодня, и до смерти вселенной будет. Без любви к Господу Богу ничего не получишь, без почитания Господа Бога ничего не получишь. И я вот вспомнил одного художника слова, русского человека, высокопоставленного человека, который умер в 11 году, который в одном месте, когда рассуждал на богословские темы, то он сказал в мире есть замечательные три любви между людьми.
Первая любовь - это художественная любовь. Вот и любит встречаться с ним, вот он любит письма получать от него, вот он любит письма ему, приветствовать его - любовь художественная. Хорошее дело. Дай Бог, чтоб такая любовь была по всем селениям, улицам и переулкам между соседями!
Любовь есть материальная, когда друг другу помогает материально, но вероятно, деньгами. И любовь есть третья самоотверженная, ради которой друг за друга готов пойти в огонь, готов в суде покрыть его и готов самую смерть принять за этого человека - так он любит этого человека и желает, чтоб он оставался жить, и берет на себя преступления. Я знаю таких людей, поэтому я смело пред вами и говорю. Если б я не знал, а только это художественное слово художника преподносил Вам, так это все было бы мало. Но этот художник пера, которого имени не скажу вам, он не достойный, чтоб здесь его обсуждать, то я только скажу, что он это знал, он это переживал, и ему доступны были хранилища, архивы судебных дел. Так вот есть любовь самоотверженная: хоть на огонь, хоть на смерть, конечно, не бравируя, а нужно! И Христос это сказал, что высшая любовь - это душу положить свою за людей.
А вторая любовь материальная: помочь из кошелька, из кармана. Это нужно, нужно, и нужно часто, кто что может: и копейку, и три копейки, и десять рублей, и двадцать пять рублей, и пятьдесят рублей. Кто что может должен помогать, а кому помогать он сам знает, кому надо помогать. А третья любовь художественная тоже очень хорошо, хорошо относиться к людям, приветствовать, рукопожатия теплые, письма, письма хотеть получать. Это есть тоже художественная любовь. Но еще есть и идеальная, как этот художник слова пишет об идеальной мистической любви: к Господу Богу любовь человека Первая любовь, что ничего не хочу ни ада, ни рая ничего не хочу, только Тебя знаю, Троице поклоняюсь, люблю, что и поклоняюсь. Эта любовь высшая, самоотверженная, без желания чего-нибудь: без купли на жизненном рынке.
Вторая любовь, если человек любит Господа Бога, и молится Ему и в Церковь ходит и акафисты читает, и доброе дело делает, хочет Царствие Небесное получить. Он хочет этим добрым делом Царствие Небесное купить, хорошее дело, от Мамоны приобретайте друзей себе, через кошелек, через хлеба кусок, приобретайте себе друзей, которые, получив от вас помощь или кусок хлеба, или трапезу, помолятся за вас пред Господом Богом.
И третья есть любовь к Господу Богу. Ада боюсь, пекла боюсь, огня боюсь неуполимого, необходимого, как сказано в Церкви. Так я молюсь и пощусь и копейку даю и нищих приветствую и свечи ставлю и пощусь, и акафисты читаю, боюсь пекла, боюсь огня. Вот еще три любви высшие мистические.
Надо иметь ввиду все эти шесть видов любви, все эти шесть пунктов, надо иметь ввиду потому что, человек многогранное существо. Поэтому значит, кто как понимает, кто как умеет, кто как хочет, кто как может распорядиться своими средствами и распорядиться средствами своего сердца и разума. И так, хорошо братья и сестры, говорит Иоанн Златоуст сегодня, что когда разум и сердце вместе, ах какая красота. Когда разум и сердце отдельно бывают опасно! Разум рассуждает как прокурор, а сердце - как родная мать.
О, если б родная мать как прокурор смотрела б на все, и прокурор бы смотрел, как родна мать, на все и… может так и бывает, конечно, в жизни. Этот слог аллегорический, конечно, и мысль аллегорическая, но у Златоуста они прекрасно проходят, потому что Златоуст не был прокурором, но он был замечательным адвокатом.
Был бы! если бы он пошел по этой дороге дальше, но он держал путь к святому алтарю. И святому алтарю прослужил всю свою жизнь и написал очень много своих творений, чем и питаются в первую очередь наши богословы, высшего толка адвокаты и прокуроры, духовенство среднего толка ну и миряне много есть таких, которые Златоуста и любят и читают и понимают. Братья и сестры, сегодня первый пункт разговора Господа Иисуса Христа с этим пришедшим к Нему человеком есть главное любовь к Господу Богу всем сердцем, всей душою и помышлением. Бог был, есть и будет, без всякого искушения и без всякого лукавого с левой стороны внушения нашему разуму, нашему чувству, нашему сердцу, нашему всем тому, что есть человек.
Прекрасная любовь, самоотверженная, земная, когда человек готов пойти за нею на смерть. Я знаю таких людей и не одного. Это не только художественное слово, хорошо подобранное, но это пережито. Какая дивная эта картина. И я часто вижу и слышу в наши дни любовь материальную: помощь материальная друг другу. В художественной любви меньше всего. Чего-то люди очень стали в последнее время не так друг друга любить, как это требует Бог, как учит Матерь Церковь.
Я не знаю дома мама учит ли этому сейчас детей и бабушка, кто их знает. Надо детей учить, чтобы они всех любили, чтобы они Господа Бога любили, чтобы они людей любили; и тетю и дядю, и соседей. И еще такой урок сегодня давайте возьмем все, при детях ничего плохого не говорить ни о ком, даже заведомо о плохих людях и преступниках. Дети должны знать о людях только все хорошее, красивое, лучезарное, потому что зло само к ним подойдет, когда они будут возрастать, как вешние воды под хату. Будем учить свих детей, кроме художественной любви и чтобы знали о материальной любви, и о самоотверженной любви: пойти на смерть, если это нужно и понадобится, когда сердце и разум будут в контакте б этом высоком деле - рассуждать.
Сегодня такое слово у Златоуста Иоанна довольно тяжелое и у Филарета митрополита на сегодняшний день тяжелое и художественное произведение и у одного нашего отечественного художника замечательного тоже на сегодняшний день трудное слово. Оно много клонит: любовь, любовь, любовь, любовь, боюся ада - люблю, хочу рая - люблю, а вот без ада и рая любить Бога бы, не бояться б ада и не желать бы такой высокой зарплаты, как рая, не ставить это предлогом, а только любить, только поклоняться, только словословить. Вот эта любовь высшая, мистическая, без всякой спекуляции. Это уже чужое выражение, этого художника.
И постольку, поскольку мы сегодня
имеем слово такое серьезное, такое многогранное и у Златоуста и у светских художников,
то уж сами, братья и сестры, делайте выводы о спасении души своей. Самостоятельно
мыслить надо, а не все время, чтоб за руку вели, не все время с пастухами. Надо
иногда самим выходить на пастбища Христовы. Прекрасны наши чувства, прекрасно наше
сердце, прекрасен наш разум, и весь наш интеллект говорит, что добро - счастье и
свет: зло - тьма и погибель! Пойдем же, братья и сестры за Христом, Который на землю
принес свет, и просвещение, поверим словам святаго Апостола богогласному Луке, который
сегодня нас учит, чтобы мы были святыми, чтобы мы были наследниками Царствия Небесного,
не лишая нас всего того, что необходимо нам на земле было вчера, сегодня, и будет
нужно завтра и послезавтра.
И так, нам нужно запомнить, что говорит сегодня Господь Спаситель, что вопрошает
еврей, что благовествует Лука, и что толкует святый Иоанн Златоуст. Милосердный
Господь Бог, сказал в конце сегодняшней притчи, что богатому очень трудно войти
в Царствие Небесное, верблюду легче пройти сквозь игольное ушко.
Такое сравнение высоко аллегорическое, чисто в понятии еврейском было. И сейчас один человек мне сказал, что это не логично, Владыко. Я говорю: "Очень логично, только подумай немножко и будет очень логично".
И заканчивая наше слово сегодня обращенное к вам, прошу принять его, как сказанное с этого священного и ответственного места.
Поверим, братья и сестры, всему тому, что чрез наши малые труды предложено вашему благочестивому вниманию. Аминь.