(30.10.61)
НАСТАВЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА ИОСИФА НОВОПОСТАВЛЕННОМУ ПРЕСВИТЕРУ.
С благодатным священством, которое на вашу голову ниспало с неба, как снег падает на всю землю и на человеки. Дай, Господи, чтоб вы хороший священник были, чтоб служили с верою в Господа Бога, в надежде на Господа Бога, в любви на Господа Бога, и чтобы вы были с любовью к человечеству, к людям, старшим священникам, к равным священникам, к младшим членам притча. Чтобы относились к требам и ко всем равно: и к богатым людям, и к бедным, и к умным и глупым, где не много, где много заплатят, где понадеяться можно на трапезу, где и надо еще дать немножко в руку, что ко всем равно служить.
Богослужение требует красоты и естественности. И великие святители вселенские очень красиво служили. Они не признавали театральности, они бичевали театральность, и служили изящно и естественно. Потому что Богослужение должно выражаться в лучших формах возможных человеку: в его познании, в его достижении, в его желании, в его образовании, в его конце концов самообразовании, в конце концов его природных качествах. А так служить лишь бы только внутренно углубляться глубоко, а на наружные формы наплевать - это не принимается Церковью, не принимается народом, никем. У нас есть такой опыт. Мы недавно святого человека назначили в одно место, а у него полная угловатость, у него полное деревенское мужичество, и там его не принимают и выбрасывают вон - не хотим и кончено! Надо, значит, считаться с человеческим ухом, надо значит считаться с человеческим глазом.
Богослужение требует естественности. Батюшку любят изящного иметь люди в наш век, когда все кругом кричат об изящном, красивом, культурном, художественном.
А Церковь должна закостенеть и лежать и лежать, как медведь на соломе? Так это грубо, дико и некрасиво, что сейчас осмеивают и в журналах и люди. В самолетах мы летим, в поездах мы едим дорогих, встречают нас на станциях, везде нас только осмеивают и если нас осмеивают, что мы ошиблись и Бога нет, это другое дело, это принципиальный вопрос. Мы тогда только улыбаемся, но когда начинают нас батюшек бичевать, нас архиереев бичевать, тогда мы выходим на сцену.
К Вам лично отец Виктор. Надо поправить в отношении эстетики. Это значит, нужно красиво служить, хорошо поворотить, хорошо благословить, хорошо приложиться, хорошо "малый вход" сделать неспеша, хорошо покадить, хорошо встать, хорошо сесть, т.е. воссесть на горнее место. На горнее место не садятся, а восседают, чтоб это еще и красиво было. Это требует публика наша, она любит, чтоб все красиво служили. Это уж закон неотъемлемый всегда был и теперь особенно в России любят красоту. Видите? А мы в хвосте. И я.
Вот к вам лично мое назидание служить, чтоб красиво, сколь возможно: и облачиться хорошо, и подризник поправить, и палицу, т.е. набедренник поправить и все в порядочке и почитать и благоговейно служить: в будний день побыстрей, в праздник поторжественней, потом надо немножко изменить голос, чтоб литературно служить, красиво служить. Русский же язык, славянский, дает все - таки возможность красиво служить? Нужно не глодать слова, позаниматься дома, почитать дома. А вы думаете что? И перед зеркалом иногда крутятся хорошие священнослужители. А ксендзы все как красиво служат! Думаете они из пальца высосали, из потолка - работают над собой. А у нас что гнило - попу в кадило. Надо, батюшка, заниматься этим, вы молодой еще, у вас есть некоторые данные и голосочек есть, вы красиво служить можете.
Матушка, вы имейте ввиду и возьмите в руки его. Вот, дорогой батюшка, моя просьба к вам, чтоб служить красиво, чтоб богомольцам нравилось и благоговейно и с полной искренностью к Господу Богу. Когда вы служите обедню и всякую службу, весь живот наш Христу Богу предадим, всего себе Тебе, Господи отдал.
Но требуется форма изящная, вот возьмите вы в древнем, в языческом мире, как они богослужение изящно совершали, вот наш балет мистический. Балет пришел из древности и вчера по телевизору показывали, как богослужение в древности совершали перед своими идолами: изящные формы, строгие формы, изящная дисциплина, а потом перешло это в еврейский мир. Помните у Соломона, какая изящная красивая служба была: изящность звуков, изящность поворотов, изящность воздеяния рук, изящность коленопреклонения. Видите? Значит Богу угодно было.
Вот сама скиния была, и само облачение священническое, архиерейское. Бог прямо Моисею говорит: "Ты ж так, Моисей, сделай, прикажи Василиилу так, как я показывал тебе на горе". А брат Моисея Аарон уже так был красиво, так изящно облачен, как никто и патриарх не облачался: такие драгоценные камни, золотые бубенцы вот эти вот, кисти все это было не то, что сейчас тряпки. Все это было драгоценное.
Значит, к вам просьба, чтоб служить красиво, чтоб заняться языком, чтоб заняться произношением, чтоб заняться диалектикой славянской, что очень важно. Во-вторых, засыплют любовью к вам, тогда заплатят вниманием, вам всегда будут помнить - первое, второе - ко всем нужно равно относиться: и к бедным, и к богатым, и к умным, и к глупым, ученым, культурным, и к невежам - равно быть для всех батюшкой.
С отцом настоятелем послушливей. Христос Спаситель был послушлив до смерти, до смерти, до смерти крестной. Настоятеля слушайся. С церковным советом ничего общего не имей, кроме поклона. С богомольцами никаких, никаких особых "люблю", "не люблю" - всех люблю. И я люблю всех.
Потом, главным образом, научиться служить красиво - так это главный капитал: изящно служить, особенно в праздник. Позаниматься нужно, почитать, уставное Евангелие, празднуемого святого нужно почитать на русском языке, потом по-славянски дома, а потом в церкви.
Дома у вас порядок, я знаю: у вас дома иконы и молитва и все, и дома постятся, без пяти минут монахи дома. А детей иметь - Бог даст. Вот такие вещи.
Значит, мы попросим во-первых, чтоб красиво служить, так? Чтоб хранили мир в приходе и проповедывали только мир. Понимаете? Мир. Где мир, туда Троица сойдет, где мир нет, то у них там мрачно, страшно.
Вам такой урок и лекция, которую вы слышите первый раз в жизни и, вероятно, не услышите больше. Примите это как жемчуг.
Я как архиерей месту этому, сего года я вас рукополагаю и за вас отвечаю пред Богом. Я же на Страшном суде буду за вас отвечать. Вот, Льву, папе Римскому, Петр Апостол все грехи вымолил очень легко, а вот за рукоположения, говорит: "Не могу вымолить тебе, сам будешь на Страшном суде отвечать перед Богом, кого где посвятил, когда достойных и не достойных ".
Вот как архиерею страшно. Я же каждый раз это знаю и боюсь. И сегодня утром боялся, когда телеграмму давал. Боялся и когда рукополагал боялся, но будем надеяться на Духа Святаго. Он вездесущий, всемогущий, врач душ и телес наших человеческих и Дух Святый ведает, что священники составлены из того же материала что и Адам был, согрешивший, но вдохновенный благодатию в День Троицы при рукоположении.
Это надо не забыть - этот капитал и спекулировать им не надо, а только благодатно быть мудрым купцом.
С пожеланием вам здоровья, с пожеланием мира в вашей семье, с пожеланием чтобы и матушка ваша умная была, чтобы она через край не перехватывала, и с пожеланием, чтобы Вы с причтом и советом жили хорошо, с пожеланием, чтобы группы там никакие не создавать.
Для вас всех, дорогие братья, я для всех служитель, я слуга слуг Божиих.
С вашим настоятелем теперешним жить трудновато, я и сам знаю "в терпении вашем стяжите души ваши",-Христос Спаситель говорит. Уважайте, любите, не возражайте, и все будет по-хорошему.
Наше вам полное благословение, наше вам доброе пожелание, за вас наша молитва. Это нужно запомнить. И просим святых молитв ваших и будет все по-хорошему.
Вот я хотел бы, чтоб вы там были апостолом мира. Старик уже перезрел, отец Иоанн - это острая бритва, а вы уж так будьте между ним так уже, как ласковый теленочек, что двух маток сосал, и Бог там будет, и мир там будет, и Троица там будет, и покой на подушке на Вашей будет. Аминь.
А вас я приветствую (обращаясь к сослужителям) с новым собратом, с отцом Виктором. Вы уж помолитесь за него, чтоб он также изящно служил, как вы изящно служите, и чтоб он изящно так мыслил, как вы изящно мыслите, чтобы он6 также мозгами не ленился, как и вы все работаете, так и ваше Высокопреподобие.