Ныне же пребывают вера, надежда, любовь, три сия: больши же сих любовь. (1 Кор. 13:13)
Эти слова произносит апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам. Это место в Писании именуется гимном любви. Никто и никогда не говорил о любви так, как великий во апостолах, богоглаголивый Павел. О той любви, которую принес в мир Спаситель этого мира. О той любви, которая никогда не перестает. Не перестает даже тогда, когда и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13:8).
Вера, столь необходимая нам сейчас, ибо «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6), там, в жизни будущего века, потеряет свою непременность она станет реальностью. Ибо Тот, Кто является предметом нашей веры станет лицом к лицу к нам.
Надежда утратит свою значимость и безусловность, ибо надежда необходима нам здесь, на земле, где она является путеводной звездой, озаряющей мглу беспросветности и греха, там же, в стране «идеже несть болезнь, печаль и воздыхание, но жизнь бесконечная» в ней не будет необходимости. Она исполнит свое спасительное предназначение.
Останется одна любовь.
«Любовь, которая, как вдохновенно говорит святой апостол Павел, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает » (1 Кор. 13:4-8).
Для каждого человека драгоценна самая мысль о том, что мы в жизни встретили кого-то, кого мы полюбили от всей души, или просто вокруг нас есть люди, которые дороги нам без остатка, дороги просто тем, что они рядом с нами, дороги своей неповторимостью, своей незаменимостью. Ощущением величайшей значимости их присутствия в нашей жизни.
Что же сказать о том, что нам дана радость так именно знать Господа. Знать Его любовью. Пусть скудной, немощной, несовершенной, но любовью. Мы, здесь в, земле изгнания находящиеся, где-то в своем сердце когда-то Его встретили, или вернее сказать, Он нашел и встретил нас, а, встретив, полюбили в ответ на Его крепкую, жертвенную любовь. Ни это ли - радость!
Господь сотворил таким человека, что только Он, Он Единый способен до края наполнить чашу человеческой души, чтобы она переполнялась и переливалась радостью, благодарностью, любовью. Господь сотворил таким человека, чтобы любовь являлась нашим неотъемлемым свойством.
Любовь имеет такие удивительные особенности, что если наполнит человека, то не только устремляется к Богу - к Нему, как Источнику этой любви, в первую очередь, но и переливается лаской и любовью ко всем кто окружает нас, и ее хватит не только на любящих нас, но и на ненавидящих и обидящих нас. Так же как у Бога хватает света, и радости, и любви, и крови Сына Его Единородного на всех.
Какое это чудо и какая это радость!
Миллионы людей по всему лицу земли пытаются утолить голод своей души, ищут, чем заполнить глубину своего сердца. Ищут заполнить его всем, что дает земля, а сердце остается пусто, потому что сердце человеческое слишком глубоко, чтобы земля и земное способно было заполнить его. От того, этот дар любви, так естественно свойственный нам и заложенный Богом в каждого из нас, порой, направляется нами прочь от Бога. Обращается внутрь себя, внутрь своего себялюбия, самости и эгоизма превращая любовь в прелюбодеяние.
Прелюбодеяние это когда настоящая, Богом освященная любовь подменяется суррогатом человеческих отношений. Когда попирается и втаптывается в грязь величие человеческого двуединства. Когда вместо жертвенности, вместо того, чтобы себя не помнить и душу свою положить, предпочитается похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2:16).
Даже в среде людей не знающих Бога нет более мерзкого и отвратительного греха, чем предательство и измена. Можно покрыть снисхождением, терпеливостью, запасом уважения многие недостатки и немощи друг друга, но предательство не то, чтобы невозможно простить, (люди живут и дальше после нанесенного им такого рода оскорбления), но кровоточить эта рана способна всегда.
И если человеческие отношения предполагают непременную верность друг другу, то кольми паче наши отношения с Богом должны быть продиктованы верностью и благодарностью Ему.
В наших взаимоотношениях с Богом тоже возможно своего рода прелюбодеяние, на языке Священного Писания это называется идолопоклонством. Это тогда происходит, когда в нашей жизни что-то занимает более значимое место, чем Христос. Когда любовь, предназначенная Творцу, устремляется к предмету земному и временному. Если в жизни человека происходит такая подмена, то человек становится самым несчастным существом из живущих во вселенной. Потеряв Бога, он никогда взамен Него никого не найдет. Этот самообман неотвратимо приводит в итоге к неизбежному разочарованию самим предметом подменившим собой Бога. Следовательно, приводит к страшной духовной катастрофе.
Потому человек призван все силы своего богоподобия устремить к тому, чтобы «возлюбить Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением и возлюбить ближнего как самого себя» (Мф. 22:37-39). Тогда любовь Божия в ответ нам дает еще больше, чем пытаемся дать Ей мы.
Господь не только нам дарует Свою любовь Он изливает в наши сердца, пропитывает нашу душу, пронизывает самое тело наше Своей благодатью. Дух Святой, Бог и Господь наш преисполняет сердца наши Собой, уча нас любить друг друга так, как Он любит нас: без остатка, без меры, не взвешивая. Просто любить, чего бы это ни стоило.
А любить всегда стоит дорого. Потому что любить по настоящему это значит так отнестись к другому человеку, чтобы твоя собственная жизнь при этом уже не имела столь важного значения его жизнь, жизнь другого дорога, его душа дорога, его судьба дорога. Любить значит войти в такое отношение хоть к одному человеку, а лучше ко многим, чтобы себя не помнить.
И тогда эта любовь творит чудеса. Тогда она способна, не ища своего, преображать мир и людей, живущих в нем. Не сиюминутно удивить тем или иным выдающимся благородным и прекраснодушным поступком, а явить собой и своим Христоподражательным примером полноту Божественной любви.
Так, как это явили своей дивной преданностью Христу ныне прославляемые нами святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София небесные покровительницы нашего града и всего Семиречья. Подвиг их величайшей любви и преданности Богу поражает и вдохновляет христиан всех времен и народов более 1800 лет.
Их святые имена, олицетворяющие собой основополагающие христианские добродетели, присносияющие на церковном небосклоне, освещают путь каждому блуждающему по стогнам и распутьям мира сего.
Празднуемые днесь святые страстотерпицы и мученицы не витийством хитросплетенных словес, а самой жизнью, и в большей степени, смертью своей, говорят нам, что ничто не способно отлучить нас от любви Христовой (Рим. 8:39). Что именно эта любовь Христова дает христианину нечеловеческие силы и мужество к преодолению любых невзгод, скорбей и страданий. И еще дает величайший дар дерзновенной молитвы за окружающих людей.
По молитвам святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии даруй и нам, Христе Боже, любовь, мужество, храбрость и радость так приобщиться Тебе, чтобы в Тебе Едином видеть Спасителя и Господа. Тебя Единого знать Путем и Истиной и Жизнью (Ин. 14:6), и Тобою, как Дверью (Ин. 10:9) войти в вечность и навсегда соделаться наследниками вечной жизни. Аминь