Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

    В чудную область благочестивой и седой древности переносит нас воспоминаемое ныне Церковью событие.

    Мысленному взору нашему открывается благолепный Влахернский храм в Константинополе во всей красе ночного богослужения. Взору нашему открывается торжественный собор священников в предстоянии патриарха Тарасия и в окружении многочисленного народа Божия в благоговении пламенеющей молитвы взывающий к Подателю спасения – Богу. Вместе со своим народом в покаянной и несомневающейся в милосердии Божием молитве пребывает и благочестивая царственная чета – император Лев Мудрый и императрица Зоя.

    Совершается буквально всенощное моление, но бодры духом богомольцы, усердно стояние, дерзновенно упование и это продолжительное моление окрылило дух, открыло очи веры, отверзло и самое небо…

    В годину особенно тяжких испытаний рушатся все человеческие чаяния, сотрясаются все земные оплоты и основания. Скорби и лишения, как правило, неутвержденную силой Христовой, душу человеческую приводят к жизненному тупику. Безжалостно опрокидывают в беспросветность и отчаяние. Сокрушают и самые крепкие и мужественные сердца. И горе несчастному, если не имеет он своим прибежищем заступничество Отца Небесного.

    В ком или в чем угодно мятущаяся душа ищет утешения, при этом, не зная, а может быть и, не желая знать истинного Подателя этого утешения, Который Един только и способен все человеческие скорби и невзгоды взять на Себя и даровать избавление в любой печали.

    Кого только не призывает в покровительство своим жизненным трудностям человек. Каких только спасителей не выбирает себе на беду отчаявшийся, отвергнув и отказавшись от Того, Кто Сам Себя отдал в искупление наших грехов, и Кто Сам «искушен быв, может и искушаемым помощи» (Евр 2:18)

    Но если мы, Богу содействующу, «свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр 12:1), и все свое упование возложим на бесконечное и беспредельное милосердие Божие, всецело доверяя Его Всеблагому Промыслу о нас, Господь неумедлит Своим посещением и Своей Божественной помощью нам. Так, как Он неумедлил протянуть спасительную десницу утопающему Петру, ибо «блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак 1:12).

    Как Он неумедлил явить заступничество Своей Пречистой Матери о страждущем и плачущем народе в годину страшного испытания, сотрясшего Константинополь в X веке.

    Когда варварское племя сарацин, движимое ненавистью к христианам, обложило столицу Византии с единственной целью – стереть славный град с лица земли. Разрушить его многочисленные храмы, большая часть которых была посвящена Царице Небесной, жителей же предать лютой смерти, а иных рабству, надругавшись над верой их.

    Вот тогда весь народ от мала до велика, всех званий и сословий – от раба до царя коленопреклоненно взывали о спасении к Церкви Зиждителю, к молитвенному ходатайству Его Пречистой Матери, присно покровительствующей сему граду и народу его.

    Особым упованием на Материнское заступление Пресвятой Богородицы вызвано, что в годину скорби жители Царьграда собрались именно в этом небольшом Влахернском храме, посвященном Царице Небесной, вместо величественной и огромной Софии Константинопольской. В этом храме хранилась великая святыня – риза и пояс Пресвятой Богородицы, к посредству которых, как к Самой Пречистой, припадал народ в умиленной молитве. Отчаяние внушило обратиться с великим воплем и стенанием в молитве к Матери Божией. Эта была последняя и единственная надежда.

    Как должны были молиться эти люди, заглядывая в завтрашний день свой, откуда уже веяло дыханием смерти. Все земное померкло и обесценилось, кануло в небытие и превратилось в прах, потому что, главное было впереди, завтра – дверь в вечность и мученическая насильственная смерть на пороге.

    Глубина покаянного сокрушения о грехах, причиной которого явилось нашедшее на греков бедствие, была столь велика, что Царица Небесная Сама поспешила явиться к молящимся и утешить их. Ее блистающий паче лучей солнечных омофор стал Покровом от грядущей на них беды.

    Это удивительное Богоблагодатное явление открылось не всем, хотя храм был полон и священнослужителями и придворными мужами вместе с порфироносными царственными особами и прочим Христоименитых людей множеством.

    Но всего два человека удостоились столь необыкновенного Небесного откровения.

    Христа ради юродивый блаженный Андрей и его ученик Епифаний в четвертом часу утра увидели как бы расступившуюся сферу церковного купола и в образовавшемся и вечности блаженной причастившимся пространстве шествующую по воздуху Царицу Небесную с предстоящими Ей Иоанном Крестителем, апостолом Иоанном Богословом, сонмом многих других угодников Божиих и необозримым ликом ангельских воинств, молящуюся пред Сыном Своим и Богом за род христианский и покрывающую собравшийся в храме народ честным Своим омофором.

    Только двое, чья жизнь отдана Богу, правде и истине, чье сердце у ног Спасителя, только они удостоились этого видения.

    «Блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф 5:8).

    Лишь двое узрели Матерь Божию, а все молящиеся, покаянием очистив сердца, смогли, безусловно, поверить им.

    За верой, рожденной покаянием, явилось дело – враг внезапно, без всякой видимой причины, оставил свое намерение. Враг, жестокий и неумолимый, беспощадный и доселе безжалостный, смирённый неведомой для него, но непобедимой силой, уходит прочь, чтобы уступить место правде и любви Божией.

    А все те, кто хранит об этом событии память в своем сердце вместе с Церковью, с тех пор благодарно поют: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором».

    Любое празднуемое Церковью событие, как мы всегда говорим, имеет для нас не только историческое значение, как воспоминание о когда-то свершившемся благодеянии Божием. Это вовсе не « дела давно минувших дел, преданья старины глубокой», это то, что происходит с нами и сейчас. Это ведь только нашим телесным очам кажется, что над нами низкий потолок храма. На самом же деле вот уже тысячелетия Матерь Божия простирает над нашими головами, над нашей многогрешной и многострадальной землей Свой блистательный покров, Свою защиту, Свою непреложную и непоколебимую любовь к нам, таким слабым, таким лукавым, таким грешным, таким незрячим.

    «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8). И благодать, и милость, и любовь Его к нам и вчера и сегодня и во веки та же. И Матерь Божия всегда есть и будет с теми, кто верен Ее Божественному Сыну, кто идет по Его зову путем вечного спасения. Она, по слову святителя Иоанна Златоустого, - первая Преемница Божественных дарований и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Нее. Так будет всегда, до последнего часа и мгновения жизни мира.

    И наше верующее, знающее великую силу ходатайства Матери Божией, сердце пусть всегда припадает к стопам Пресвятой Богородицы со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, во всех испытаниях и в минуты плача о грехах. И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Матерь, простирая Свой державный Покров, заступит и спасет и помилует всех нас, яко Благая и Человеколюбивая. Аминь.

 

Назад  На главную

 

Hosted by uCoz